18-12-2014

Бухгалтерский и налоговый учет: обзор изменений в 2015 г.

Налог на добавленную стоимость
  • Предусматривается освобождение от НДС лизингодателей по операциям по передаче предмета финансовой аренды (лизинга) физическим лицам – лизингополучателям по договорам финансовой аренды (лизинга), предусматривающим условие о выкупе предмета финансовой аренды (лизинга), но только в части вознаграждения(дохода) лизингодателя и инвестиционных расходов лизингодателя, за исключением инвестиционных расходов, возмещающих стоимость предмета финансовой аренды (лизинга).
    Указанная льгота будет применяться при условии, что лизингополучателем является физическое лицо, не являющееся на дату заключения договора финансовой аренды (лизинга) индивидуальным предпринимателем либо являющееся индивидуальным предпринимателем, но не выступающее в качестве такового при заключении договора финансовой аренды (лизинга).
  • Предполагается установить запрет на принятие к вычету суммы НДС индивидуальным предпринимателем по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, и имущественным правам, используемым им для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Налог на прибыль
  • С 2015 планируется закрепить порядок определения налоговой базы по налогу на прибыль в случае возвратов товара.
    Так, в случае возврата покупателем (заказчиком) продавцу (исполнителю) товаров (отказа от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или уменьшения (увеличения) стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав у продавца (исполнителя) подлежит корректировке выручка и соответствующие ей затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении, в том отчетном периоде, в котором имели место возврат товаров (отказ от выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав или произведено уменьшение (увеличение) стоимости, а у покупателя (заказчика) в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемых при налогообложении.
  • Подвергнуть изменениям планируется также правила переноса убытков на будущее. Белорусская организация вправе уменьшить налоговую базу на сумму убытка (суммы убытков) по итогам предыдущего налогового периода (предыдущих налоговых периодов), определенного в соответствии с пунктом 2 статьи 141-1(осуществить перенос убытков на прибыль текущего налогового периода), в порядке, установленном статьей, при наличии у нее по итогам этого предыдущего налогового периода (предыдущих налоговых периодов) превышения общей суммы затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов и внереализационных расходов над суммой выручки и внереализационных доходов, уменьшенной на сумму налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и в пределах такого превышения, если законодательными актами для нее не установлен порядок покрытия убытков.
Подоходный налог
  • Проектом закона вводится порядок применения имущественного налогового вычета при приобретении одноквартирного жилого дома или квартиры в соответствии с договором финансовой аренды (лизинга).
  • Ставку подоходного налога планируется увеличить до 13 процентов.
Налог на недвижимость
  • Устанавливается порядок расчета косвенных затрат по строительству объекта сверхнормативного незавершенного строительства для целей их включения в налоговую базу налога на недвижимость.
Упрощенная система налогообложения
  • Список случаев сохранения обязанности по уплате налога на прибыль в общем порядке предполагается добавить прибыль, полученную по договору доверительного управления денежными средствами и (или) ценными бумагами, заключенному на основании главы 23 Банковского кодекса Республики Беларусь, в котором плательщики указаны в качестве вверителя; прибыль, полученную по договору доверительного управления фондом банковского управления, в котором плательщики указаны в качестве вверителя.
  • Максимальный размер выручки, в пределах которого возможно применение УСН без НДС планируется увеличить с нынешних 8 200 000 000 белорусских рублей до 9 400 000 000 белорусских рублей.
  • Максимальный размер выручки, в пределах которого возможно применение УСН планируется увеличить с нынешних 12 000 000 000 белорусских рублей до 13 700 000 000 белорусских рублей.
  • Для плательщиков УСН станет обязательной уплата подоходного налога с физических лиц индивидуальными предпринимателями, являющимися одновременно:
    - физическими лицами – учредителями (участниками), собственниками имущества коммерческих организаций, в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций;
    - физическими лицами, состоящими в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства с учредителями (участниками), собственниками имущества коммерческих организаций, в отношении доходов, получаемых от этих коммерческих организаций.
  • Список организаций и индивидуальных предпринимателей, которые не вправе будут применять УСН, дополняется следующими субъектами:
    - предоставляющие в аренду (финансовую аренду (лизинг), иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления, если иное не установлено настоящим подпунктом. При этом под капитальными строениями (зданиями, сооружениями) понимаются капитальные строения(здания, сооружения), признаваемые таковыми в соответствии с частью второй пункта 1 статьи 185 Кодекса. Таким образом, применение УСН станет невозможной, в частности, при сдаче указанного выше имущества в субаренду;
    - организации, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход;
    - организации, являющиеся участниками холдинга;
    - унитарные предприятия, собственником имущества которых является юридическое лицо, а также коммерческие организации, более 25 процентов акций (долей) в уставном фонде которых принадлежат одной или в совокупности нескольким другим коммерческим и (или) некоммерческим организациям;
  • Порядок уплаты налога по УСН по ставке 3 процента для осуществляющих розничную торговлю и не уплачивающих налог на добавленную стоимость организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, валовая выручка, которых нарастающим итогом с начала года составляет не более 4100 000 000 белорусских рублей будет ограничен сроком действия – до 31 декабря 2015 года включительно.
  • Организации и индивидуальные предприниматели, являвшиеся в 2014 году плательщиками налога при УСН, валовая выручка которых нарастающим итогом за 2014 год превысила:
    - 12 000 000 000 белорусских рублей, не вправе применять УСН в 2015 году, независимо от изменений, вносимых в подпункт 6.2 пункта 6 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь;
    - 8 200 000 000 белорусских рублей, не вправе применять УСН без уплаты НДС в 2015 году, независимо от изменений, вносимых в подпункт 4.2 пункта 4 и подпункт 6.4 пункта 6 статьи 286 Налогового кодекса Республики Беларусь.
При подготовке данного материала использовался проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь», текст которого размещен на интернет-сайте Министерства финансов Республики Беларусь (http://www.minfin.gov.by/tax_policy/discuss_projects/, далее – проект закона).



Доверьте ведение бухгалтерии и расчет налогов профессионалам!